23:06 22/06/2015

Большое интервью в большой год для школы №53

Иванова Т.П., директор школы №53|| Иванова Т.П., директор школы №53 Фото Ивановой Т.П.

Директор школы №53 Иванова Татьяна Петровна рассказала нам о том, как школа отпраздновала свой 100-летний юбилей, о грядущем возвращении второй смены, новых образовательных программах, ЕГЭ и современных детях.

 

- Татьяна Петровна, сколько лет Вы работаете в 53 школе? Сколько из них директором?

- Начнем с того, что я выпускница 53 школы. Сразу после школы пришла сюда работать (это был 1976г.), параллельно училась на вечернем факультете. Поэтому стаж достаточно большой: 39 лет. Из них директором работаю с 2001г. Минус 2 года, что я работала в администрации, – получается 12 лет. Это, наверно, не так много, но все равно срок достаточно большой.

Если говорить о работе в школе, то можно сказать, что практически все ступени школьной иерархии пройдены. Это пионерская вожатая, воспитатель группы продленного дня, учитель, заместитель по воспитательной работе, заместитель по учебно-воспитательной работе. Пожалуй, только педагогом-психологом и социальным педагогом не работала.

- Вы, наверно, один из старейших учителей в школе?

- У нас в школе много педагогов, которые в буквальном понимании очень преданы школе. Они являются выпускниками и по 40-50 лет проработали в школе. Кто-то не был выпускником школы, но, отработав здесь 45 лет, фактически прирос душой. У нас очень много педагогов, для которых школа №53 стала единственным местом работы на протяжении всей трудовой деятельности. Например, Тамара Владимировна Смирнова. Она пришла сюда после института учителем физики и учителем физики закончила трудовую деятельность. Виктор Васильевич Смирнов работал учителем, а затем завучем школы. Галина Александровна Башкова, Татьяна Васильевна Пруцких, Марина Владимировна Воканова – таких педагогов много, кто, получив образование, пришел работать в школу и до сих пор в ней работает. Средний возраст педагога школы сегодня – 48 лет.

- Недавно 53 школе исполнилось 100 лет. К празднику, как мы знаем, и ученики, и учителя готовились очень серьезно. Расскажите поподробнее, какие события, проекты, посвященные 100-летнему юбилею, были самыми яркими и запоминающимися.

- 8 недель в конце учебного года с апреля по май включительно мы провели под знаком фестивального движения. Они были очень насыщенными, напряженными. Это были и фестиваль спорта, и фестиваль талантов, и фестиваль памяти, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. И сказать, какое мероприятие было самым интересным, сложно. Почему? Ну, например, спортивный праздник, который завершил фестиваль спорта. Во время этой недели сдавались нормы ГТО, проводились веселые старты, соревнования по плаванию, турнир по футболу – это масса мероприятий. Все это закончилось праздником, в рамках которого постарались вспомнить учителей физкультуры прежних лет, учителей физкультуры, которые работают сегодня, и, конечно, тех учеников, которые остались в памяти школы своими победами, спортивными рекордами. Думаю, на вашем сайте фигурирует имя Ларисы Николаевны Анопа (заместитель председателя Совета Депутатов п.Октябрьский - прим.ред.) До сих пор ее рекорд по метанию гранаты не превзойден никем! 

Или праздник талантов, где собрались представители наших хореографических коллективов, театра моды «Надежда» разных лет, вокально-инструментальные ансамбли, участники которых охватывают период как минимум в 30-40 лет. И когда эти ребята, которые связали свою судьбу с музыкой в дальнейшем, пришли, когда они приняли участие в концерте, когда выступил современный состав вокально-инструментального ансамбля, - все это было так красиво, волнительно и трогательно!

Одна из недель была посвящена истории школы, истории семьи, истории страны. Мы постарались выстроить некую цепочку: история моей школы в истории моей семьи в истории моей страны. Это тоже был замечательный праздник, когда вместе с детишками, которые рассказывали о том, как история их семьи переплелась с историей школы, выходили бабушки, дедушки, мамы, папы, которые здесь учились. Ребята подготовили проекты по этой теме, в т.ч. и презентации подготовили, и все это можно было увидеть. Потом эти презентации по каждой неделе размещались на нашем сайте. 

Или неделя русского языка и литературы в рамках «Истории моей семьи, моей школы, моей страны». Ребята подготовили альманах, куда вошли их стихи о школе, их рассказы об участниках войны - членах их семей, о тех, кто был воспитанниками нашей школы, а затем ушел на фронт сразу со школьного порога.

Или фестиваль труда, который прошел под девизом «Подарок школе своими руками». Это тоже было здорово. Ребята вырастили цветы в горшочках – красивые, цветущие; и эти цветы постоянно сменялись в течение всех этих недель у мемориальной доски, посвященной ученикам и учителям школы, погибшим в годы Великой Отечественной.

Я думаю, что выделить какое-то одно мероприятие из этого большого количества достаточно сложно. Каждая неделя была по-своему интересна и насыщена замечательными делами.

Все эти идеи и задумки фестивального движения можно продолжать и дальше. Потому что официально праздник, посвященный 100-летию школы, продолжается. Это не сиюминутное действо, это целый пласт работы, цель которой – рассказать ребятам об истории школы, не забыть сказать «спасибо» всем тем, кто в этой школе работал и учился. Ну и, конечно, подумать о том, как школа будет жить дальше, как она будет развиваться.

Все завершилось праздником, который прошел 29 мая. На мой взгляд и судя по тому общению, которое было у нас с коллегами, в общем и целом праздник удался. Я очень признательна тем педагогам, которые сейчас не работают, но нашли возможность приехать на этот праздник. Вместе посидели, чаю попили с юбилейным тортом. Ну и планируем, что с сентября и до конца 2015г. мы эту работу будем продолжать, потому что событие вековой значимости не может быть отмечено каким-то одним мероприятием. 

Школьный музей

 

- За эти 100 лет были ли в школе знаменитые выпускники?

- Конечно, у нас достаточно много знаменитых выпускников. К сожалению, все быть не смогли. Например, Владимир Алексеевич Виссарионов, пластический хирург, директор огромного института, практикующий хирург, который до сих пор делает операции, в это время был в международной командировке на симпозиуме. Конечно, нужно упомянуть и Вячеслава Ивановича Тужилкина - к сожалению, он тоже не смог к нам приехать. Но мы гордимся тем, что он долгий период времени возглавлял серьезное учреждение высшего образования – институт пищевых технологий. Это большой ученый, академик, у него много научных разработок. И нам приятно, что он поддерживает с нами связь: наши выпускники поступают в этот вуз. В основном, химико-биологический класс, но и ребята, которые учатся в других классах - социально-экономическом, например, - тоже имеют такую возможность. Это Виктор Никифорович Лыгач – тоже ученый, он возглавлял институт в г.Люберцы. занимался разработкой и исследованием полезных ископаемых. Это, несомненно, Мочалова Нина Кирилловна (Лабина) - она была ученицей нашей школы, затем работала учителем. Сегодня это почетный гражданин г.Люберцы и Люберецкого района. Нам было очень приятно видеть ее на нашем празднике. В общем, всех невозможно перечислить. На мой взгляд, широко были представлены и выпускники, и учителя, что позволило какую-то семейную обстановку придать нашему празднику. 

И было очень здорово, что Михаил Петрович Шорыгин, хоть и не является выпускником нашей школы, нашел возможность приехать к нам на праздник. Надо сказать, мы всегда очень красиво, очень ярко отмечали дни рождения школы, тем более если они были связаны с десятилетиями. Но мы никогда не приглашали на праздник представителей той династии, которая, собственно, построила школу и вообще создала, как бы мы сейчас сказали, социальную инфраструктуру поселка: больница, баня, дома жилые для рабочих, дома жилые для инженерно-технического состава, школа, фабрика – все это было построено семьей Шорыгиных. И правнук Полиевкта Тихоновича Шорыгина был на нашем празднике.

- Работают ли в школе заслуженные педагоги? Охотно ли идут работать молодые учителя?

- Перед праздником мы примерно прикинули, сколько наград у нас приходится на каждого члена коллектива. И получилось, что 2-3 награды на каждого в среднем приходится. А коллектив у нас большой: 74 педагога, а в общем 96 сотрудников. У нас заслуженные работники образования Московской области работают, почетные работники общего образования Российской Федерации, отличники народного образования.

Средний возраст преподавателей - 48 лет. Мы пока до полувека не дотянули, и это хорошо. И молодые учителя у нас есть. Надо сказать, что это не только начальная школа, потому что традиционно молодые учителя именно там. Это учителя английского языка, биологии, русского языка, математики. Пока, тьфу-тьфу-тьфу, все, кто к нам пришли – не ушли. Только если в декретный отпуск.

- Как Вы считаете, что лучше для преподавателя: опыт или молодость?

- Я считаю, что нельзя говорить о какой-то одной компоненте. Молодость, несомненно, - это преимущество, которое есть у человека: когда ты не отягощен опытом, ты можешь быть более гибким в плане экспериментов, новаций. Ты ближе по осознанию ситуации к тем ребятам, с которыми работаешь. Но опыт – это тоже великая вещь. Потому что, зная, каким путем лучше пойти, ты и сам пройдешь, и проведешь за собой ребят. И, конечно, хорошо, когда молодые учителя приходят в школу: они учатся у нас, мы учимся у них. Но если говорить о наших педагогах: например, в школе работает учитель русского языка и литературы Климакова Татьяна Васильевна, которая много лет является экспертом ЕГЭ (т.е. ее привлекают к проверке результатов ЕГЭ), - я думаю, очевидно, что лучше, чем она, подготовить к ЕГЭ по русскому языку сложно, потому что она изнутри знает эту кухню. Или, например, учитель математики Медведева Ольга Викторовна – она эксперт ЕГЭ по математике в Московской области. Поэтому она знает всю подноготную, она знает о типичных ошибках не потому, что прочитала информационное письмо из министерства, а потому, что сама участвовала в проверке этих работ и видит и знает подводные камушки. Разве плохо, что у нас такие учителя работают? Я считаю, это, несомненно, большой плюс. Опыт – это замечательно. Молодость – несомненно, здорово. И умение сочетать в себе способность к обучению и восприятию опыта – это очень хорошее качество для молодого педагога. Наряду с его мобильностью, подвижностью и расположенностью к новациям, которых, может быть, уже не так много у нас. Хотя, вы знаете, наши педагоги, которые имеют огромный стаж, сегодня зачастую становятся и инициаторами, и первыми реализаторами новых идей, которые у нас воплощаются. 

- Участвует ли школа в каких-нибудь интересных образовательных проектах? Внедрены ли в школе инновационные образовательные программы? Как Вы оцениваете эффективность таких инновационных программ?

- Участвует. Например, федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Они начинались с введения их в начальной школе. И 55 школа в Красково и наша – первопроходцы на этом пути. Эти стандарты предполагают новый подход к системе образования. Раньше мы передавали детям сумму знаний. Ученик – учитель, и между ними происходит передача: я знаю, я тебе отдаю, - ты с благодарностью принимаешь и дальше думаешь, куда эти знания применить. Сегодня эта традиционная схема разрушена полностью. Сегодня я передаю тебе не знания - я передаю тебе навыки. Т.е. я тебя обучаю, как эти знания добыть самостоятельно. Как их суметь проанализировать, выжать квинтэссенцию и употребить на практике. Поэтому если раньше мы формировали «знания, умения, навыки» (была у нас такая педагогическая терминология), то сейчас мы формируем учебные умения. Но не просто учебные умения, а универсальные учебные действия. Само слово «универсальные» говорит о том, что сегодня мы учим и общению: учение через общение, умение выстроить отношения, и регулятивные умения формируем – т.е. я умею анализировать, произвожу рефлексию, вычленяю, что мне нужно, что не нужно. Говоря о ФГОС, я, наконец, могу создавать готовый продукт! Готовый продукт – это проект. Ну, например, презентация «Моя семья в истории школы №53». Это готовый продукт, над которым трудилась я как ученица, мои родители, бабушки-дедушки, где я увидела путь от идеи до завершения. Сегодня процесс обучения как раз рассчитан на то, чтобы ребенок увидел результаты своей деятельности. На то, чтобы результаты этой деятельности постигались в общении, в работе коллектива. И, на мой взгляд, это в общем-то серьезная заявка. 

И еще одна характеристика ФГОС заключается в следующем. Когда я и вы учились в школе, были уроки, факультативы, т.е. это необязательные занятия: хочу иду, хочу не иду. Сегодня учебный план представлен двумя составляющими: уроки и внеурочная деятельность. Т.е. и урочная деятельность, и внеурочная деятельность – это все в рамках одного плана, если следовать федеральным стандартам. Мое обучение в классе продолжается за пределами класса. И на каждую параллель начальных классов это 10 часов внеурочной деятельности. Это, например, психология общения, конструктор ТИКО, веселый светофорчик, умники и умницы и другие. А в 5 классе: математическая лестница, занимательная лингвистика, разговор о правильном питании, волшебный сундучок и другие.

С прошлого года мы перешли на ФГОС в 5 классе в числе 12 школ Люберецкого района, в следующем году 5 и 6 классы будут заниматься по ФГОС. И так дальше это будет нарастать. Собственно, в этом есть смысл, потому что сегодня те знания, которые ценны сию минуту, могут заметно обесцениться через 3 часа, через день, поэтому совершенно очевидно, что мы должны обучить, как добывать знания, как их использовать, а не просто чемодан, набитый знаниями, отдать. Сегодня мы передаем выпускнику маленький саквояжик с инструментом. А он знает предназначение этих инструментов, умеет ими пользоваться, и в жизни, будем надеяться, все у него сложится хорошо. 

Мы участвуем также в реализации проекта «Наша новая школа». И сегодня в начальной школе обучение может осуществляться по нескольким программам. Три из них реализуются у нас в школе: «Планета знаний», «Школа XXI века» и «Школа России». Родители обычно начинают оценивать, сложнее или проще программа. Хочу сказать, что все ребята к 4 классу приходят к одному рубежу. Все пишут одну комплексную работу независимо от того, по какой программе они шли. Старт один, финиш один, а вот путь разный. Одни шагают прямо, никуда не сворачивая. Все просто и очень похоже на классическую систему образования. Другим на пути встречаются хитроумные задачки. Этот путь сложнее, но он интереснее! Если говорить о «Школе XXI века», «Планете знаний», - сегодня у родителей существуют разные оценки этих программ, но, несомненно, эти программы работают на развитие ребенка. «Школа России» тоже работает на развитие, но она позволяет родителям не так плотно участвовать в процессе образования, как этого требуют программы «Планета знаний» и «Школа XXI века». Эти программы предполагают, что родители вместе со своим ребенком участвуют в процессе образования, составляя проекты. Например, «Праздники моей семьи», «Традиции моей семьи». Конечно, ребенок это может сделать сам. Но лучше, если это будет выполнено вместе с родителями. Сегодня это и презентации, и фильмы, и все-все-все, что хотите, – в любом формате проекты принимаются.

Если бы сегодня пришлось отдавать своего ребенка в школу, я бы как родитель выбрала более насыщенную разностороннюю программу, не искала бы легких путей. К сожалению, сегодня часть родителей предпочитает, чтобы ребенок их меньше беспокоил. Но, учитывая напряженный характер работы многих родителей, их можно понять.

Программы школа предоставляет на выбор - родители выбирают. Но в общем и целом комплектование классов происходит с учетом нескольких показателей. Первое – это наличие программ, т.к. для того чтобы вести класс по программе, учитель сам сначала должен научиться. И если учителя, который может это вести, нет – значит, школа эту программу не заявляет. У нас учителя разносторонне обучены, поэтому мы заявляем 3 программы. Второе – наличие желания родителей. Т.к., к сожалению, ученик в этом возрасте сам мало что выбирает. Ну и дальше, как правило, по желанию родителей проходит собеседование с детьми. Цель собеседования – посмотреть, насколько ребенок мотивирован на обучение в школе: хочет - не хочет. Насколько он развит. Иногда родитель говорит: вот мой ребенок пришел, читал-писал, а по итогам 1 класса с Колей, который не читал и не писал, они оказались на одном уровне. Так же не может быть?  Может. Мы говорим о том, что чтение, письмо, счет – это определенные показатели, но это не показатели способности к развитию. Я могу уметь читать, писать, но я не хочу учиться чему-то более серьезному. А рядом со мной Коля, он не может читать и писать, но он хочет узнавать новое. Поэтому так может быть, что к концу 1 класса мы придем к одному уровню. Потому что отметок в 1 классе нет. Родители получают информацию о том, чему же дети научились, каков уровень их достижений по итогам 1 класса в различной форме. Например, это могут быть деревца с листочками. Когда какое-то новое достижение появляется, ребенок пририсовывает себе новый листочек. И деревце его постепенно растет. И в классе все ребята видят эти достижения: есть плакат с деревцами детей. Если чье-то деревце выше – значит, уровень этого ребенка поднялся выше на сегодняшний день. Во втором классе уже появляются оценки, появляется иностранный язык. И детям уже чуть проще, учитывая, что они адаптировались к условиям школьной жизни, и они теперь понимают значимость оценок.

Мультимедийная доска в кабинете начальной школы

- Не так давно все школы перешли на 10-балльную систему. Многие родители, учившиеся по привычной 5-балльной системе, задаются вопросом, зачем это было сделано? Какие плюсы и минусы у новой системы?

- Мы очень давно перешли на 10-балльную систему, еще в 2003г. Эта система дает возможность некоего разбега. Вы учились в школе, и вам учитель ставил 4+. Что он ставил в журнал? – Четыре. Или ставил 5-, а в журнал – пять. А ученик часто олицетворяет 4+ и 5- как нечто единое. 10-балльная система позволяет уловить эти нюансы. Например, баллы от 8 до 10 в переводе на 5-балльную шкалу означают 5. Но восемь – это 5-, девять – это 5-ка, десять – 5+. Я могу просто заучить текст, рассказать его без ошибок, но на этом мои умения заканчиваются. Формально я не допустил ошибок и получаю 8-ку. Но я могу не просто рассказать текст, но еще и ответить на вопросы, которые задаются по тексту. Отвечая на эти вопросы, я могу свою точку зрения высказать – это уже 9. А еще я могу выстроить логическую цепь размышлений на основании текста – и это уже 10. Такая же вариация существует относительно 3х баллов, 4х баллов.

И второе преимущество этой системы: в ней нет неудовлетворительных оценок. 1-2 балла – это тоже удовлетворительные баллы. 1 балл ставится, если ученик просто присутствовал на уроке, списывал с доски – т.е. выполнял механическую работу. Работать по этой системе, конечно же, непросто. Но когда люди переходят на нее, им не хочется возвращаться назад к 5-балльной. Почему нам эта система симпатична? Что значит для ребенка получить двойку? Это психологически очень непросто. Сразу думаешь, как поведут себя родители, одноклассники, учитель поругает-пожурит. В данном случае нет неудовлетворительной оценки. Но единица показывает, что ты не проявил ничего, чтобы ты стать выше. По каждому предмету существует своя шкала оценок, за что ученик может получить 1 балл, 2 балла и т.д.

И, конечно, эта балльная система в старших классах позволяет ученику вести учет. Т.е. ученик видит: чтобы у меня было в среднем 7.5 баллов, мне нужно вот такие баллы получить. Или чтобы я мог претендовать на 5 баллов, при моих 2-х баллах за первую четверть мне нужно сейчас во 2-3-4 четвертях чуть-чуть поработать. 

- С 1 сентября 2015г. в Московской области все школы переходят на систему электронных дневников. Как про комментируете это нововведение?

- Эта система уже внедрена у нас. В экспериментальном режиме мы работаем по ней 3 года. С одной стороны, это очень хорошо. Это удобно для родителей. Немного напряжно для учителя, но есть плюсы: система сама считает средний балл. Напряжно, потому что это дополнительное время: на уроке сидеть с электронным журналом и работать с детьми – не у каждого получается, хочется все внимание детям. И второй момент:  иногда система дает сбой. Например, ты выставил оценки, а на следующий день видишь, что оценки немного «разбежались», поменяли свои места.

Из плюсов то, что родители могут в любой момент посмотреть оценки ребенка. А еще система дает возможность учителю увидеть, какие оценки просматривались родителями. К сожалению, количество оценок, просмотренных родителями, очень незначительно. Не все родители пользуются электронными дневниками. Еще несомненный плюс – это комментарии, которые и родитель, и учитель могут оставить. На эту страничку могут войти только учитель, ученик и родитель, т.е. сохраняется конфиденциальность информации. 

И знаю, что в Москве уже архивируются электронные журналы. У нас пока таких архивов нет. Поэтому мы параллельно ведем и бумажные дневники, и бумажные журналы. Когда-нибудь мы перейдем полностью на электронный вид, вопрос только, когда. Но, если говорить о моем отношении, я бы все-таки оставила бумажную версию. Потому что надо видеть, как загораются глаза у ребенка, который в дневник получает хороший балл: он хорошо ответил, он собой гордится, он несет показать это родителям. Это все равно что читать электронную и бумажную книги. 

А были ли случаи взлома электронных дневников учениками?

Не было. Видимо, пока интереса особого к этому нет.

- В школе в этом году из 1000 учеников 85 отличников. Как оценить: много это или мало? Количество отличников с годами уменьшаетя или увеличивается?

- Если каждый 9-ый ученик школы учится на отлично – я считаю, что это очень хороший показатель. Потому что кроме отличников есть хорошисты, их гораздо больше. Увеличивается или уменьшается – очень трудно привести какую-то статистику. Если говорить о старших классах, все зависит от набора ребят. От их мотивированности. В 1941г., например, был выпуск: из 21 ученика 10 закончили школу с медалью. Но мы же понимаем, что тогда в 10-ый класс шли только те, кто видел свою судьбу, связанную с высшим образованием. БОльшая часть детей шли работать, помогать семье, заканчивали ремесленные училища. Сегодня же ребята в основном ориентированы на получение высшего образования. Индивидуальный отбор учеников в 10ый класс идет, но планка отбора каждый год варьируется в зависимости от того, какие результаты показали дети. На мой взгляд, трудно вывести какую-то тенденцию четкого увеличения или уменьшения. По крайней мере, в нашей школе это неочевидно.

- Вы очень давно работаете в школе, и видите детей, можно сказать, разных поколений. Сейчас многие говорят, что, хотя учиться стало сложнее, уровень подготовки учеников, общий уровень эрудиции гораздо ниже, чем был раньше. На Ваш взгляд, как изменились ученики? Что в детях стало лучше, что хуже?

Сегодня для наших ребят условия жизни другие, а значит, и мотивация, и сфера интересов детей другая. Когда-то один телевизор был на 10 семей. В 2001г., например, у нас был один цветной телевизор на всю школу. А сегодня мы хотим не просто цветной телевизор, а плазму, потому что она удобнее. И сейчас в каждом классе плазма есть. Стали ли мы хуже или лучше? Мы просто стали другими. Вот так и ребята. Они просто другие. У них в руках есть мощный инструмент – интернет. И они подходят очень избирательно к запоминанию той информации, которая им нужна. Ведь раньше большую часть информации человек должен был держать в голове, потому что у него библиотека далеко и словарика с собой нет. И федеральные государственные образовательные стандарты об это говорят. Есть ряд моментов, которые мы, прежние дети, запоминали-заучивали, а сегодня в этом просто необходимости нет. Например, уроки географии у нас вела замечательная учительница – Анна Павловна Кирюхина. Мы наизусть знали, сколько где добывается нефти и прочих полезных ископаемых. Вопрос: помогла ли мне в жизни эта информация? Для общего развития сыграла, несомненно, большую роль. Но в общем и целом количество добываемого угля каждый год меняется, и нет необходимости это помнить, потому что сегодня эта информация есть в интернете. Поэтому дети ориентированы уже на несколько иной вид учебной деятельности. И я бы говорила не о низком уровне эрудиции, а об обилии информации, в которой зачастую современному ребенку трудно найти рациональное зерно. Ведь это такая колоссальная работа: вычленить, провести анализ, синтезировать и вылепить зернышко.

Стали ли дети хуже? Конечно, нет. Я бы тут тоже использовала это понятие: они другие. Другие обстоятельства, другие интересы. Но что в детях сохранилось – и, может быть, это не всегда видно - это подростковая ранимость. И подростковая ершистость. Способность к изменениям. И в то же время обидчивость. Стремление к тому, чтобы тебя любили, восхищались. Это все есть в подростках, просто, может быть, сегодня они научились это лучше маскировать.

Если уж говорить об изменениях, которые произошли, то я бы назвала только одно: раньше в школу приходили дети, а сегодня - принцы и принцессы. Многие из этих принцев и принцесс каким образом ориентированы? Ты самая любимая, самая красивая, самая умная и замечательная. В общем-то хорошие установки, положительные аффирмации. Но когда самая-самая-самая приходит в класс, а там еще 29 таких же самых-самых, она немного теряется. Так же не бывает, чтобы все были самые-самые. Но опять же благодаря мудрости педагогов, их умению, благодаря сотрудничеству родителей и школы, удается этот период вхождения в школьную жизнь, когда ты понимаешь, что кроме тебя тоже есть люди, которые по многим показателям могут быть лучше тебя, и ты это принимаешь, удается преодолеть этот барьер. Это, пожалуй, самое серьезное изменение последних лет. 

Т.е. скорее изменилось отношение родителей к своим детям?

Безусловно изменилось. Сегодня родитель может сказать: «У вас не та программа». Им задаешь вопрос: «А что вы вкладываете в понятие «плохая программа»?» - «Ну вот просто плохая программа.» - «А Вы кто по специальности?» - «Я (например) технолог, пеку хлеб.» - «Вот Вы представляете, я со своим педагогическим образованием прихожу к вам на предприятие и говорю: Вы не так печете хлеб, я думаю, что технология выпечки хлеба должна быть другая.» Я считаю, что нет плохой программы. Есть низкая мотивация у детей и у части родителей. Мотивация такого направления: хочу, чтобы мой ребенок учился успешно, но пусть он это сделает как-нибудь сам, без меня. Таких родителей мало, в основном родители сотрудничают со школой и с педагогами. Ну а педагоги, беря первый класс, на родительских собраниях обучают родителей: как подготовить уроки дома, как ответить на тот или иной вопрос. И сегодня в любой момент родители могут задать все вопросы педагогу посредством мобильной связи, интернет-связи, что невозможно было раньше.

Кабинет труда для девочек

- ЕГЭ – тоже сейчас одна из самых обсуждаемых тем в сфере образования. Как по-Вашему, эффективна ли эта система экзаменов по сравнению с той, что была раньше?

- Мы много лет обсуждаем, будет ли отменен ЕГЭ. Конечно, его никто отменять не будет. И мы эту систему принимаем как данность. Я очень долго не принимала ЕГЭ. Мне казалось, что это некое понижение уровня знаний детей, их мотивированности. Но коллеги, которые готовят ребят к ЕГЭ, смогли меня убедить, что в общем-то на удовлетворительно может сдать каждый. Для этого нужна тренировка. И такую тренировку мы проводим в течение всего года. Мы не только свои работы даем. Мы сотрудничаем с организацией «СтатГрад». Они нам высылают работы, мы вместе с детьми их пишем и мониторим результаты. Ребенок видит, что у него «западает», и имеет возможность подобрать свои «хвостики». 

Каждый год в ЕГЭ какое-то новшество. Новшество этого года: если раньше все сдавали математику одну, то сегодня даже в обычной, не в физико-математической школе, математик две - базовый уровень и профильный. Ты можешь выбрать, на каком уровне хочешь сдавать и даже сдать математику 2 раза, оба уровня. Когда я училась в школе, мы сдавали 8 экзаменов без выбора. Сегодня, ради бога, можешь сдать всего два экзамена, русский и математику, но вопрос, поступишь ли ты в вуз. Ты выбираешь предметы, данные о тебе заносятся в единую базу, эта база закрывается в начале марта, и дальше готовься, тренируйся. Сегодня есть сайты, на которых размещены демо-версии экзамена, задания, которые были в прошлые годы. Для тебя вся информация открытая. Набирай знания и умение работать с этими тестами. Есть новшества, которые касаются ужесточения требований к помещениям, в которых ребята пишут экзамены. На впечатлительных ребят эта система оказывает давление: ты проходишь через рамку, потом металлоискатель, предъявляешь паспорт. Момент некоего напряжения у эмоциональных людей возникает. 

Эта система долго педагогической общественностью не принималась,  но она живет, и она будет жить.

Единственное, что хотелось бы, чтобы к детям, которые имеют ограниченные возможности, подходили чуть помягче, гибче. К сожалению, сейчас при существующей системе наша одиннадцатиклассница поедет сдавать ЕГЭ в другое образовательное учреждение, хотя имеет ограниченные возможности по здоровью. 

В девятом классе сдают ОГЭ - основной государственный экзамен. Его оставили на территории школы, но происходит обмен учителями. Приезжают учителя из других школ, наши учителя едут в другие школы – это компьютер распределяет. Рассадкой учеников тоже руководит компьютер. Нам остается роль технологов, которые должны создать условия, подготовить аудитории, встретить ребят. А дальше вступают в работу так называемые организаторы внеаудиторные и аудиторные, которые руководят проведением экзамена.

- А вам не кажется, что система тестов достаточно механическая? Прорешав большое количество тестов и имея хорошую память, ты можешь достаточно хорошо сдать экзамен.

- Да, это в том числе пальцем в небо. Бывает, что иногда текущие результаты в районе 3 баллов по 5-балльной шкале, а экзамен – 4-5 баллов. Потому что элемент «угадайки» тут несомненно существует.

Хорошо это или плохо? Опять же, наверно, это одно из требований нашего времени. Современному человеку требуется умение адаптироваться к любой ситуации и умение выйти из этой ситуации с наименьшими потерями.

Сейчас предполагается, что школа скоро будет вовсе отстранена от ЕГЭ – может быть, в этом тоже есть смысл. Сегодня в образовании очень много внимания уделяется внешней экспертизе. Для примера тот же самый СтатГрад. Это работы, которые составлены не учителем. Мы их получаем в день проведения экзамена и сразу даем детям. Т.е. и для учителя, и для детей это сюрприз. Не берусь рассуждать, справедливы или нет эти тестовые задания. Это есть. И это является неким итогом деятельности школы. А вообще, по мнению коллег, ЕГЭ - не самая плохая форма подведения итогов. 

- Как вы оцениваете оснащенность 53 школы? Компьютерного класса, класса труда, музыки и т.п. Планируете ли Вы внедрять обучение на компьютерах в начальной школе? 

- Тут оценки у нас очень и очень критические: нам бы хотелось, чтобы было больше. Если в двух словах, то у нас 2 компьютерных класса, мобильный кабинет немецкого языка - ноутбуки, которые убираются и расставляются, лингафонный стационарный кабинет английского языка, где тоже компьютеры стоят. В каждом классе начальной школы, а их у нас 13, нетбуки и мультимедийные доски. Про плазму я уже говорила. Если говорить о кабинете биологии, то это микроскопы с видео-окулярами. Т.е. ты кладешь срез луковицы под микроскоп и транслируешь результат на весь класс. Мультимедийное оборудование сегодня в общем-то практически в каждом кабинете. И в кабинете музыки, технологии в том числе. Поэтому вроде бы как все хорошо. Но ведь все это так быстро устаревает. Поэтому хочется, чтобы сегодня было что-то новое. 

- Родители жалуются на состояние школы, многие недовольны работой бассейна: то насос сломан, то подогрев. Как часто в школе проводится ремонт? 

- Бассейн – это очень сложный механизм. Мы зависим от оборудования для нагрева и очистки воды. И можно, конечно, детей искупать в холодной воде. Но я думаю, что кроме жалоб родителей будут еще и простудные заболевания детей. Да, буквально в мае у нас ломался насос. Но это правда жизни. И дома у нас бытовая техника выходит из строя. На мой взгляд, бассейн работает удовлетворительно. Но есть другая проблема: многие родители не отдают своих детей купаться. Потому что, для того чтобы быть допущенными для плавания в бассейне, нужна справка от врача. Эта справка часто становится препоной. А ведь справка нужна для того, чтобы защитить и своего ребенка, и ребенка, который будет вместе с ним плавать. В общественных бассейнах более лояльно к этому подходят, и не факт, что это хорошо. Если говорить о замерах, то они проводятся каждый квартал. Проводятся в том числе Роспотребнадзором: проверки смывов с поручней и т.д. Очистка бассейна - это очень сложный механизм. Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы бассейн наш стал рассадником инфекции. 

Как часто у нас проводится ремонт? Мы из него и не выходим. Зданию 30 лет, и оно по-прежнему садится. Сейчас рядом строят детский сад, и мы обратили внимание, что у нас краска на многих стенах потрескалась. Там забивают сваи, а мы подпрыгиваем. Поэтому этим летом мы снова в состоянии ремонта. 2 года назад - крыша и забор. В прошлом году столовую подремонтировали. Сейчас средства выделены на замену окон в коридорах. Родители, за что мы им очень благодарны, помогают нам с косметическим ремонтом. Еще мы взяли курс на то, чтобы наши туалетные комнаты выглядели достойно. И каждый год по одной туалетной комнате мы ремонтируем, и не просто косметический ремонт, а прямо с нуля. Чтобы вы входили в приличное заведение, а не туда, где все ржавое и некрасивое.

Школьный бассейн 

- Ходят слухи, что школа опять перегружена и снова планируется обучение в две смены. Это правда?

- Школа действительно перегружена. И 54-я уже тоже перегружена. Жилые дома у нас растут быстрее, чем появляются новые образовательные учреждения. Сейчас, например, в нашем микрорайоне по ул.Ленина 25 вводится дом на 800 квартир. Математика очень простая: предположим, что в каждой квартире по 1 ребенку, из них 2/3 это дети школьного возраста, и вот мы уже получили 550 детей, которые к нам придут. А это по сути целая школа. Мы очень рассчитываем на пристройку, которую обещали сделать к 54 школе. 

Я надеюсь, что в новом учебном году нам удастся избежать второй смены. А что будет в 16/17 году, пока сказать сложно. Но в области взят курс, что завершается программа по строительству детских садиков и затем будет внедрена программа по строительству образовательным учреждений. Может быть, и к нашей школе поставят какую-нибудь пристройку. Тогда будет посвободнее. Всем хочется учиться в одну смену. Родителям, по крайней мере, так удобно. 

- Недавно в поселке открылась 54 школа. Есть ли между двумя школами негласное соревнование: у кого преподаватели «позаслуженней», у кого медалистов больше и т.п.?

- В принципе это же очень хорошо! Только я бы назвала это конкуренцией. Сегодня существуют определенные стандарты, и все школы панируют подвести под эти стандарты. Задача стандартов: каждому ученику создать равные возможности для получения образования. На бумаге хорошо, а на практике сложно. Потому что одна школа только открылась, а другая 30 лет работает. Поэтому в любом случае создать равные условия достаточно проблематично. Но можно создать равные условия в организации питания, в обеспечении оснащения школы. Поэтому, когда мы говорим о равных возможностях, я считаю, что равные возможности у детей поселка есть, независимо от того, учатся ли они в 53 или 54 школе. В частности, даже потому, что многие наши коллеги, работавшие у нас, работают сейчас в 54 школе. 

Мы обмениваемся новшествами. А если говорить о каких-то масштабных мероприятиях, то 9 мая обе школы идут вместе, концерты вместе, и на мероприятия, посвященные 100-летию школы, мы приглашали ребят из 54 школы. Поэтому тут здоровая, хорошая конкуренция. Она должна быть, это здорово. И у родителей есть возможность выбрать образовательное учреждение. Существует распределение по микрорайонам, но, если есть свободные места в школе, после 1 июля родители могут записать ребенка в школу, которую хотят. Правда пока проблема с местами. Но будем надеяться на лучшее. 

 

 

 

 

Просмотры: 5830 Автор статьи: MyOktyab

Комментировать могут только Авторизованные пользователи Регистрация